Главная / Публикации / Деньги, интернет-зависимость и привычки
Деньги, интернет-зависимость и привычки
Зачастую случается так, чтомы, расплачиваясь карточкой, реально не видим и не ощущаем собственными пальцами трату. Нам психологически сложно сориентироваться и понять, сам факт расходов. Наша нервная, сигнальная система настроена на реальные деньги - банкноты, монеты. Мы генетически уже приучены взаимодействовать (контактировать) с ними: трогать, ощущать, видеть своими глазами, прятать, доставать и тратить.

Наши родители и несколько поколений предков точно также контактировали с деньгами. И данный опыт они передали нам на бессознательном уровне, заложив основы восприятия финансов.

Но, современный информационный век диктует новые правила игры, новые формы взаимодействия с финансами. Появляются виртуальные деньги, которые невозможно потрогать, ощутить, понюхать. Мы можем только верить в них, можем только понимать умом (не чувствами, не Душой), что они есть и сколько их. В этом существенное отличие в восприятии реальных трат и виртуальных. Вид реальных денежных купюр отрезвляет ум во время совершения покупки, в то время, как деньги виртуальные, деньги на карте переводят нас в мир наших воображаемых знаний о своих финансах.

"У меня есть карта и на ней есть деньги" - так часто говорят мне люди, пришедшие на тренинг по управлению финансами. Тогда я прошу их написать точно на листе бумаги - сумму которая по их мнению находится у них на карте. Они записывают и далее я предлагаю им выйти в коридор, подойти к банкомату и сверить эти цифры с реальными данными. Сверив данные, многие удивляются, тому, что они думали, что у них значительно больше денег, чем есть на самом деле. Данная дельта является суммой, которою как раз человек не способен контролировать. В среднем это 30-100 долларов.

Далее, если рассмотреть весь механизм психологической зависимости от покупок в сети, то его можно разделить на 3 составляющие:
1) Привлечение внимания, интерес к предмету, продаваемому в интернете.
2) Начало взаимодействия с предметом (детальное изучение его характеристик), увеличение вовлеченности и интереса.
3) Появление устойчивого желания обладать данным экземпляром.

Далее в поле вашего зрения попадут (будут целенаправленно предложены) схемы оплаты (от смс оплаты и до списания средств с банковской карты). Будет достаточно сделать несколько кликов мышкой и ваш кошелек опустеет. Многие стараются даже не думать об этом, объясняя все просто: "это мелочь, совершать он-лайн покупки интересно, так делают многие мои друзья, почему бы и нет, это удобно, доставка бесплатно" и тп.

Вышеописанные этапы формирования привыкания объясняются еще и выработкой организмом человека определенных психоактивных веществ, доставляющих удовольствие, радость и удовлетворенность при совершении виртуальной покупки. Получить такие ощущения сегодня проще простого - купить в интернете можно практически все. А времени это займет 5 - 10 минут. В итоге, через столь короткое время можно испытать "положительные эмоции". Практически никто этого не осознает в момент свершения покупки, получая внутреннее удовлетворение. А что здесь плохого? - говорят интернет-шопоголики. Действительно, к ним ведь возвращаются базовые положительные ощущения, которых многие сегодня лишены, вследствии постоянного стресса, проникающего в такие сферы нашей жизни, как дом, семья, отношения, работа, учеба, управление компанией, людьми, процессами. Вот и переносят свое внимание люди в пространство виртуальных предметов, виртуальных покупок, виртуальных денег.

Что можно сделать, чтобы устоять перед соблазном совершить очередную покупку?

Cпросите себя, а такливамэтосейчас необходимо?А завтра вы этим будете пользоваться? А через месяц? Представьте себе, что пользуетесь этим каждый день! Это действительно стоит этих денег? Мне это нужно? Или это мое желание, под власть которого я могу сейчас попасть?

Вам необходимо взять под контроль такие желания, научиться управлять ими, расширяя свою волевую сферу.

Еще можно отойти от компьютера и выждать некоторое время, чтобы отойти от первого впечатления, от эффекта рекламы. И уже после этого еще раз внимательно взглянуть на предмет, который вы хотели приобрести.

Можно посоветоваться о необходимости покупки с другими людьми, с друзьями, близкими. Выслушать их мнение. Это позволит вернуться к более трезвой, логически правильной точке зрения о данной покупке.

А что бы устоять от незапланированных покупок в сети, важно внутренне придерживаться простого принципа, сказав себе, что "приму решение о покупке позже, как только потрогаю, рассмотрю в реале данный предмет".Важно отсрочить приобретение предмета, отложив его на потом.

Излюбленным приемом, который я советую моим клиентам-шопоголикам является следующий: Нужно представить себя совершенно в другом возрасте, в таком, в котором данная трата выглядит глупой и неуместной. Данный прием приводит к реальному восприятию необходимости и достаточности совершаемых покупок.
© ART Тренинговое агентство, 2005 - 2016